Кингисепп

Крепость Ямбург
Интернет-проект Ренаты Римша Крепости Российского Северо-Запада
Ивангород http://www.sergey-belyakov.narod.ru/kingisepp/01king/Istoriya-Ivangorodskoi-kreposti.html
http://www.garant-servis.info/area.html
http://17-century-ru.livejournal.com/29538.html
Каменные крепости Новгородской земли
Славянcкое, финно-угорское и тюркское "ямне"
Емь, ямь (фин. Нämе, Hämäläiset) — прибалтийско-финское племя, с середины 1-го тыс. н. э. жившее во внутренней части Финляндии в районе группы крупных озёр. Существует версия о том, что емь пришла в центральные районы Финляндии не сразу, а первоначально расселялась между Ладожским озером и Северной Двиной (авторы гипотезы — Шенгрен, Барсов). Также в первой половине XX века велись дискуссии об автохтонном населении Карельского перешейка, в которых высказывались версии, что Карельский перешеек и Ингерманландия были местом первоначального расселения еми, откуда они были вытеснены корелой. Отчасти в пользу версии о более широком распространении еми в древние времена может служить факт расположения в начале 2-го тысячелетия н. э. небольшого племени ямь в западной Ингрии, на землях которого была основана крепость Ям. В «Повести временных лет» емь упоминается в числе данников Руси, по-видимому, это связано с событиями 1040 года, когда Новгородский князь Владимир Ярославич ходил на емь и покорил её. В XI—XII веках емь платила дань Новгородской республике, а с середины XIII века была покорена шведами (шведское название еми — тавасты). В течение XIII века емь совершает несколько набегов на новгородские земли, в основном неудачных, и после этого в летописях не упоминается. Позже емь вместе с сумью и западными карельскими племенами образовала финскую народность
Кингисеппский район - край с 600-летней историей. Эти земли издревле находились на пересечении водных и сухопутных дорог с Севера на Юг и с Запада на Восток. Древнейшими жителями являлись малочисленные финно-угорские племена - водь, ижора, чудь. Славяне начали селиться в бассейнах рек Нарвы и Луги с V-VI веков. Позднее территория района вошла в состав Великого Новгорода.

В конце XIV века новгородцы возвели новые крепости, разместив их ближе к границе. Основная линия обороны государства проходила по реке Луге, где и был боярином Иваном Фёдоровичем построен новый форпост - крепость Ям. В 1384 году новгородцы, как значится в летописи, за 33 дня “поставили город камен на реке Луге - Яму”.
Гравюра Олеария:


Крепость имела сплошную каменную стену с башнями и воротами. Имя Ям получил по названию финского племени ямь, также называлась и земля, где оно проживало, также назвали и крепость.

В углу крепости, находился Детинец с дополнительными башнями и общими воротами. Эти ворота служили единственным входом в крепость, а поэтому защитники надежно их обезопасили. Проезд шириной всего 2 м был укреплен поперечными камерами, выходившими в проезд, что позволяло защищать его и снаружи - на подходах, и в том случае, если бы противник прорвался к воротной башне.
Стены ворот были сложены из мощных грубоотесанных блоков известняка на растворе. Оборонительные прясла крепости, достигавшие местами толщины 4,5 м, тоже были сложены из известняковых камней, поверхность которых по наружной и внутренней сторонам стен обтесывалась, а внутрь стен закладывалась забутовка - грубый неотделанный камень.
За стенами крепости размещались дома, казармы для воинов гарнизона, склады ядер и пороха, провианта. Здесь же находилась каменная церковь - типичная четырехстолпная постройка новгородских мастеров XIV в.

Ям был не только мощной крепостью, являясь на рубеже XV-XVI веков крупным административно-экономическим центром Новгородской земли. Большое развитие в городе имели ремесла, в сельской местности преобладали железоделательный и кузнечный промыслы.

В конце Ливонской войны, осенью 1581 года шведская армия во главе с Делагарди захватила Нарву, Ям, Ивангород и Копорье. По условиям Плюсского мирного договора южное побережье Финского залива с крепостями Ям, Ивангород, Копорье остались за шведами. Но уже в результате войны 1588-1590 годов города были отвоеваны. Столбовский мирный договор отторгнул Ямгород от  России на почти сто лет.
В 1633 году через Ям проследовало голштинское посольство, направлявшееся через Копорье и Новгород в Москву. Секретарь этого посольства Адам Олеарий составляет описание крепости Ям и даёт подробный рисунок.
«Мы отправились в крепость Ям, - пишет Олеарий, - которая в 3-х милях... от Нарвы, лежит в Ингерманландии за рекою, богатою рыбою, особенно лососями, и на зывается «Ямскою речкою». Здесь переезжают на пароме. Эта крепость не велика, но окружена крепкими каменными стенами и 8-ю бастионами».  

В 1681 г. шведы взорвали стены и башни. Крепость практически перестала существовать, уцелел лишь детинец.

14 мая 1703 года Ям был переименован в Ямбург. Позднее Ямбург стал вотчиной А.Д. Меншикова. После Северной войны Ямбург потерял свое значение форпоста России. А во времена императрицы Екатерины II город достиг особого расцвета.

Известно, что Ямбург ) не произвел на поэта Игоря Северянина приятного впечатления. 9 марта 1918 года он написал о городе:

Всегда-то грязный и циничный,
Солдатский, пьяный, площадной
С культурным краем пограничный,
Ты мрешь над лужскою водой.
Десяток стоп живого ямба,
Ругательных и злых хотя б,
Великодушно брошу, Ямбург,
Тебе растяпа из растяп!
Тебя, кто завтра по этапу
Меня в Эстляндию пошлет,
Бью по плечу, трясу за лапу...
Ползучий! Ты мне дал полет!


В 1922 году Ямбург был переименован в Кингисепп в честь эстонского коммуниста Виктора Кингисеппа. А вначале Великой Отечественной войны Кингисепп стал важным пунктом обороны советских войск. 16 августа 1941 г. Кингисепп был занят фашистами. Во время оккупации, которая длилась 29 месяцев, возле здания старой ратуши находился концлагерь. Освобожден от немецких захватчиков Кингисепп был 1 февраля 1944-го.


 Собор св. Екатерины


Собор был поставлен в 17 веке на месте гораздо более древнего, в котором Петр I венчался с Екатериной.
Красивейший пятиглавый Екатерининский собор можно увидеть и сейчас - всего в нескольких десятках метров от бывшей крепости.

 Любопытно, что начинал его строить в 1764 году архитектор А.Мыльников: одноглавым. Но спустя девять лет за дело взялся знаменитый А.Ринальди, автор замечательных зданий в Гатчине и Ораниенбауме, Мраморного дворца в Петербурге. Помимо четырех угловых куполов он вознес на 42-метровую высоту центральный барабан главного купола, увенчав его легким фонариком со шпилем. Да и богато декорированную колокольню (она на четыре метра выше) автор завершил главкой, которая встречается во всех его проектах культовых сооружений.
Впрочем, Екатерининский собор можно назвать памятником не только зодчему и строителям, но и тем, кто его восстанавливал после Великой Отечественной войны. Ожесточеннейшие боевые действия превратили здание в руины, но благодаря мастерству реставраторов во главе с архитектором В.Тихомировым оно было воссоздано в том же виде, в каком и построено в 1783 году.

Три надгробия

Находятся на территории собора св. Екатерины в городе Кингисепп
Крест раба божия савы тарасина кузнеца. Один из крестов был принесен от перекрестка дорог. Но два других могли стоять у собора изначально.
















Комерческое училище
В 1907 г. основанно по инициативе общества «Просвещение» во главе с доктором
П.Н. Прохоровым. Оно было построено по подобию европейских элитных школ.
В 1909 г. При строительстве на берегу р. Луги  Коммерческого училища строители неожиданно натолкнулись на кладку южной башни и расчистили там направленную на восток амбразуру. Здание училища построили, отодвинув его несколько вглубь от берега.
Здание бывшего Ямбургского коммерческого училища - памятник гражданской архитектуры. Здание в стиле модерн с изысканными элементами прибалтийской готики, построено в 1908-1909 гг. по проекту инженера Ямбургского земства К.К.Васильева. Находится в зоне детинца археологического памятника - крепости Ям (XIV - XVII вв.).
Здание с 1910 по 1993 гг. использовалось как школа.
В 1913 году школа была удостоена золотой медалью за гигиеническое воспитание учащихся.
Первый выпуск дал 5 медалистов. Многие выпускники стали преподавателями ВУЗов, артистами,
писателями, научными работниками, учеными и т.д. Кроме того, Ямбургское коммерческое училище  являлось культурным центром города - благотворительные концерты, спектакли, подготовленные учителями и учениками.
История старой школы тесно связана с историей страны.
  • Ямбургское коммерческое училище связано с дореволюционным, революционным периодами;
  • Ямбургская единая трудовая школа с периодом Гражданской войны;
  • Кингисеппская единая трудовая школа.
  • Кингисеппская семилетняя школа - с довоенным периодом;
  • Кингисеппская средняя школа № 1, Кингисеппская восьмилетняя школа с послевоенным периодом, а Кингисеппская средняя школа № 4 - современный период ее развития.
В 1993 г. сюда переведен краеведческий музей. Основная часть здания отремонтирована и используется для проведения выставок.
Сейчас в здании училища располагается Кингисеппский краеведческий музей.
Фото

Ивангород

История
Интерактивная карта
ЛЕГЕНДА ОБ ОСНОВАНИИ ИВАНГОРОДА
Однажды русский царь был в гостях у шведского короля. Ели и пили вдоволь. В конце пира просит русский царь продать ему часть Нарвской земли. На что шведский король его спрашивает:
- Сколько же ты желаешь?
- Ах, много не хочу, - ответил хитрый царь, - только в величину лошадиной шкуры.
Шведский король принял эту просьбу за шутку, и, рассмеявшись, ответил:
- Бери, бери! Не хочу платы, отдаю бесплатно!
Прошло некоторое время и король пожалел об опрометчивом решении - подъехав к Нарве, русский царь разрезал шкуру на тонкие-тонкие ремешки, связал их и получившейся веревкой обнес часть земли. Понял король, что надул его царь, но делать нечего - пришлось сдержать данное слово.
см. ссылку :
Источник: Косточкин В.В. Крепость Ивангород. В кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 31. М. 1952. Все права сохранены.  Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2006 г.
Get Adobe Flash player Церкви
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Ивангородской крепост



Он построен в начале XVI века по повелению царя Ивана III. Строился одновременно с Ивангородской крепостью. Архитектор - Маркус Грек.
Со второй половины XVI века, во время шведского владычества в храме была устроена лютеранская кирха для шведского гарнизона. В XVIIIвеке, после взятия Нарвы и Ивангорода русскими войсками в 1704 году, лютеранская церковь была закрыта. В 40-х годах XVIIIвека этот храм восстановили для православного богослужения. 29 мая 1744 года епископ Пскова и Нарвы Преосвященный Стефан освятил его во имя Успения Пресвятой богородицы. В 50-х годах XVIIIвека восстановили придел, который был превращен в самостоятельную церковь и освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь получила антиминс в 1757 году и была переделана в теплую зимнюю. Возможно, что именно в это время над куполом церкви возвели колокольню. В храме хранилась святыня – икона Тихвинской Божией матери, по преданию, уцелевшая во время пожара в Нарве в 1558 году и почитавшаяся православными людьми как чудотворная. До 1827 года церковь относилась к Санкт-Петербургской епархии, затем была передана в военное ведомство, а в 1864 году ее снова вернули епархии. В период с 1907 по 1919 год настоятелем храма был священномученик иерей Александр Павлинович Волков. Во время Второй мировой войны, в 1944 году, церковные ценности и святыни храма отправили в Пюхтицкий женский православный монастырь. В том же году, во время боевых действий под Нарвой, храм подвергся частичному разрушению. В результате повреждений была уничтожена кровля на церкви и приделе. В значительной мере разрушены купола. В 1976-1987 гг. были проведены реставрационные работы сотрудниками Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством И.А. Хаустовой. В основу реставрации был взят первоначальный проект без шатрового завершения и колокольни. В 1994 году храм передан Ивангородскому православному приходу, состоящему в Санкт-Петербургской епархии. С этого времени в храме возобновлены богослужения
Ивангородская постройка состояла из двух совместных зданий: собственно церкви (с севера) и придела (с юга). Во второй половине XVII века при шведском владычестве церковь была преобразована в протестантскую, став гарнизонной.

После взятия Нарвы и Ивангорода русскими войсками в 1704 году лютеранскую церковь закрыли. В 40-х годах XVIII века этот храм восстановили для православного богослужения. В 50-х годах XVIII века восстановили придел, который был превращен в самостоятельную церковь. Купола храма получили высокие шатрообразные кровли. Возможно, именно в это время над куполом придела соорудили колокольню. В результате этих работ ансамбль из двух церквей приобрел новый внешний вид.
В Успенской церкви хранилась икона Божией Матери Одигитрии, по преданию уцелевшая во время пожара Нарвы в 1558 году. До 1827 года церковь относилась к Санкт-Петербургской епархии, затем была передана в военное ведомство, в 1864 году ее снова вернули епархии. Приход состоял из городского и сельского населения. Церковь использовалась общиной до второй мировой войны.
В 1944 году, во время военных действий под Нарвой, храм сильно пострадал. Пропали церковные ценности и колокола. Реставрационные работы проводились с 1976 по 1987 гг. В основу реставрации был взят первоначальный проект без шатрового завершения и колокольни. Церковь и придел представляют собой спаренный архитектурный комплекс. С 1987 по 1988 гг. церковь использовалась как концертный зал. В 1991 году передана Русской Православной Церкви. Здесь возобновлены богослужения, храм является действующим. В настоящее время он находится на территории Российской Федерации. 

Церковь святителя Николая Чудотворца в Ивангородской крепости
Исследователи высказывают различные предположения в отношении датировки создания храма: от конца XV до середины XVI вв. Никольская церковь - редкий образец двухапсидного культового здания. Она представляет собой небольшую постройку из известняка. Стены прорезаны узкими бойницеобразными окнами. Венчает здание тяжелый барабан с невысоким шлемом. В XVII веке, при шведском правлении церковь, по-видимому, прекратила свое существование. Можно предположить, что в начале XVIII века храм был восстановлен, и в нем совершалось православное богослужение. В 1944 году, во время военных действий под Нарвой здание разрушили. Реставрация памятника началась в середине 1970-х годов и закончилась в 1988 году. По окончании работ церковь передали Ивангородскому историко-архитектурному музею-заповеднику, в ней разместили экспозицию. В настоящее время храм передан Русской Православной Церкви, приписан к Успенской церкви. Находится на территории Российской Федерации.


Построена по одним данным в 1492 году вместе с Ивангородским Детинцем. По другим данным – в 1558 году по повелению царя Иоанна IVв честь взятия Нарвы.
Это событие летописи объясняли чудом с иконой свт. Николая, которую немцы бросили в огонь, но она не сгорела. Русские, войдя в город, нашли эту икону и еще одну – Тихвинской-Нарвской Божией Матери на пепелище целыми. Освящение храма в честь свт. Николая Чудотворца связано с этой победой.
По мнению авторов этой гипотезы храм создавали Новгородские зодчие по образцу рядом стоящей Успенской церкви. В XVIIвеке, при шведском правлении, Никольская церковь как храм не использовалась. В XVIIIвеке храм был восстановлен, и в нем совершалось православное богослужение. К середине XVIIIвека храм вновь пришел в запустение. В 1755 году Никольская церковь упоминается в клировых ведомостях Нарвского Преображенского собора как «издавна запустелая». О том, когда она опустела, точных сведений нет. В 1898 году церковь отреставрировали, и она приобрела свой первоначальный вид. Позже ее передали Успенскому приходу. В1944 году, во время военных действий под Нарвой, храм подвергся разрушению. Реставрация памятника началась в середине 1970-х годов и закончилась в 1988 году. В настоящее время храм передан Русской Православной Церкви, приписан к Успенской церкви.


В 1944 году, во время военных действий под Нарвой, храм сильно пострадал.

С 1987 по 1988 год церковь использовалась как концертный зал.

В 1991 году передана Русской Православной Церкви.

В 2010 году в церкви устроен придел в честь новомученика Александра Волкова.

Церковь во имя Пресвятой Троицы на Парусинке

Храм построен на правом берегу реки Наровы, в парке имения барона А. Штиглица, находившегося недалеко от Нарвских водопадов. Александр Людвигович Штиглиц - придворный банкир, владелец промышленных предприятий, известный меценат. В Нарве ему принадлежали два текстильных предприятия - Льнопрядильная и Суконная мануфактуры. Церковь заложена 29 июня 1873 года и освящена 17 августа 1875 года в честь Святой Троицы. Автор проекта храма - петербургский архитектор А.И. Кракау. Церковь построена в стиле историзма, интерпретирующего формы традиционной русской храмовой архитектуры XVII века. Она сложена из кирпича, имеет в плане форму креста, пятиглавая. Над западным входом сооружена стрельчатая шатровая колокольня с десятью колоколами.
 В церкви находились иконы и скульптура итальянских мастеров.


Роспись алтарной части разрабатывал ректор Академии художеств Федор Бруни для Исаакиевского собора, однако Штиглиц перекупил эскизы.
 
Необыкновенно богата была ризница храма. В 1890 году церковь посетил император Александр III с супругой Марией Федоровной. Храм был возведен на средства А.Л. Штиглица и являлся его личной собственностью, которая впоследствии перешла к наследникам. Церковь служила фамильной усыпальницей семьи Штиглиц, а позже - Половцовых. 15 сентября 1921 года при храме был открыт самостоятельный приход для фабричных рабочих. В 1944 году, во время военных действий под Нарвой здание было незначительно разрушено, богослужения в нем проводились до конца 1945 года. После войны уцелевшее церковное имущество вывезли в Воскресескую церковь. В настоящее время оно почти полностью утрачено. Во время строительства Нарвской ГЭС (1951-1955 гг.) церковь оказалась в зоне проведения работ, ее приспособили под склад строительных материалов. С этого времени началось постепенное уничтожение памятника. До середины 1990-х годов восстановительные работы не проводились, и только с этого времени началось возрождение и храма и прихода. В 1997 году приход был зарегистрирован в Санкт-Петербургской епархии (Ямбургское благочиние). В настоящее время храм действующий. Находится на территории Российской Федерации


Полезные ссылки

Галина Савицкая